Николай Александрович Львов принадлежал к старинному тверскому роду и был одним из самых эрудированных и остроумных людей своего времени. Он занимался архитектурой, археологией, химией, геологией, механикой, был талантливым гравёром и рисовальщиком. При этом - был самоучкой, всё изучал по книгам. Гениальный архитектор, проживший всего полвека, поклонник античности и продолжатель идей позднего Возрождения - Львов оставил нам великолепные дворцы, усадьбы, соборы, мосты.
Он разработал инновационные для своего времени технологии кондиционирования помещений, изобрел «аналоговый» вариант печи-калорифера и прототип рубероида.
Сегодня, в эпоху узких специалистов, трудно себе представить, как один человек мог быть и превосходным архитектором, и геологом, и ландшафтным дизайнером, и инженером-технологом, и исследователем музыки, и переводчиком, и поэтом, и т. д. Будучи современником Екатерины II, Павла I, Ивана Кулибина и Михайлы Ломоносова, Львов дружил с поэтом Гаврилой Державиным, живописцами Владимиром Боровиковским и Дмитрием Левицким, с итальянским архитектором Джакомо Кваренги, с которым в 1781 г. уехал в Италию, посетил Виченцу, и на всю жизнь остался влюблен в античную классику и восхищен архитектурой Андреа Палладио. Вернувшись в Россию, Львов даже опубликовал собственный перевод первой книги трактата Палладио «Четыре книги Палладиевой архитектуры» с собственными рисунками и чертежами. Однако, он пошел дальше простой приверженности принципам итальянского архитектора - в собственной практике Львов не подражал ему, а даже критиковал за «однообразие» и интерпретировал палладианские приемы совсем иным образом, нежели Кваренги.
Русское палладианство является важнейшей частью и стилевым течением екатерининского классицизма второй половины XVIII века и Николай Львов сыграл огромную роль в его развитии и распространении. Как архитектор Львов известен своими постройками в Петербурге, Москве, Твери и их окрестностях. Помимо схемы палладианской загородной виллы Львов использовал и успешно разрабатывал тип центрического храма с колокольней на одной вертикальной оси, как например, в Надвратной Церкви Спаса Нерукотворного образа с колокольней в Борисоглебском монастыре г. Торжка (1804-1811).
В 1783 году Львов был избран в Российскую Академию, с 1785 года - почётным членом Академии художеств. За свою недолгую жизнь Николай Львов спроектировал и построил более 30 архитектурных сооружений.
На рубеже XIX—XX веков после недолгого перерыва интерес к палладианству снова возрос, уже в границах неоклассического течения в искусстве периода модерна. Став предметом размышлений зодчих-неоклассиков, и, прежде всего, И. В. Жолтовского, И. А. Фомина, В. А. Щуко, А. В. Щусева и других неопалладианство неожиданно оказалось востребованным и последующей сталинской эпохой, многообразно воплотившись в «палладианской» до- и послевоенной застройке городов СССР.